SWOT анализ — это проще, чем кажется.

SWOT анализ — это инструмент анализа ситуации компании, бизнеса, товара, в отношении которого нужно принять какое – либо решение. Простой пример: запуск нового товара на рынок (также потребуется провести тестирование ниши). Расшифровывается как: S- Strengths (сильные стороны), W- Weaknesses (слабые стороны), O- Opportunuties (возможности) и T- Threats (угрозы).

SWOT анализ - это

Факторы «сильные стороны» и «слабые стороны» — то, что уже имеется на данный момент в компании или бизнесе, это так называемая внутренняя среда

Факторы «возможности» и «угрозы» — это внешняя среда, условия, которые могут помочь, или ухудшить ситуацию в бизнесе.

SWOT анализ — это метод планирования, представляющий всю ситуацию, которая есть или может быть в бизнесе. На его основе делаются выводы для дальнейшей разработки стратегии компании.

Для максимальной эффективности необходимо проводить опрос всех сотрудников компании(бизнеса), которые лучше всего владеют ситуацией и информацией про компанию, но можно делать анализ и самому. В этом случае нужно понимать, что какие-то пункты вы можете упустить или не знать, тогда результат анализа может быть не совсем достоверным.

Это может быть интересно:

  1. Как открыть свой бизнес. пошаговая инструкция.
  2. Инвестиционный кредит для малого бизнеса.
  3. Способы повышения продаж и привлечения клиентов.

Правила проведения SWOT анализа

  1. Для исследования нужно выбрать наиболее конкретную и узкую область, например, запуск какого-то конкретного нового продукта на рынок или реструктуризация какого-то подразделения компании. Если в качестве объекта анализа взять всю компании и все её процессы, то факторов будет много, но выводы будут расплывчатыми;
  2. Чем больше людей будет участвовать, чем больше выборка для вашего исследования, тем лучше: это позволит рассмотреть ситуацию под разными углами;
  3. Нужно отстраниться от предвзятости к вашему продукту, услуге, или бизнесу в целом, т.к. самостоятельный SWOT-анализ может быть недостоверным, из-за симпатии к своему детищу. Важно получить непредвзятое мнение опрашиваемых, чтобы избрать в дальнейшем верное направление развития;
  4. Не стоит смешивать между собой все факторы анализа. Нужно помнить: слабые и сильные стороны — это внутренняя среда, которую можно поменять. Возможности и угрозы — внешняя, под них можно только подстроиться наименее безболезненным для компании(бизнеса) путем.

Показатели и факторы внешней среды:

  • Международные факторы: политическая ситуация в мире, курс валют, роль и ставка мировых банков, биржевые ставки и т.д.;
  • Политические факторы: политическая ситуация в стране, распоряжения, принимаемые в отношении бизнеса или общества и т.д.;
  • Экономические факторы: процент инфляции, налоговая ставка, процент безработицы и т.д.;
  • Правовые факторы: законодательство о порядке организации фирм, ИП, права и обязанности сторон, судебные разбирательства и прочее;
  • Рыночные факторы: условия вывода нового продукта или услуги на рынок, конкуренты, поставщики, покупательская способность и т.д.;
  • Технологические факторы: развитие новых технологий, их воздействие на бизнес и среду организации;
  • Социальные факторы: демография, образование, обычаи и вера, гендерный фактор и т.д.;

Показатели и факторы внутренней среды:

  • Кадры(персонал) внутри фирмы, их самостоятельность и потенциал;
  • Система организации управления фирмой;
  • Производственные факторы, внутренние разработки, исследования;
  • Финансовая служба, её надежность;
  • Маркетинг и реклама, сюда же входят все соц. сети и каналы продвижения;
  • Внутренняя корпоративная структура компании.

SWOT- таблица и корреляционная матрица

Для дальнейшего анализа факторы необходимо занести в таблицу, выглядит она следующим образом:

SWOT анализ - это

Таблица позволяет наглядно представить все факторы, действующие на объект анализа.

Завершающим этапом служит корреляционная SWOT- матрица, на основе которой делаются основные выводы и вырабатывается дальнейшая стратегия действий:

SWOT анализ - это

Нужно соотнести каждый из факторов между собой, таким образом, станет понятно, какие факторы могут в большей степени повлиять в лучшую сторону на ситуацию в компании.

На основе матрицы вырабатывается четыре вида стратегий и выбирается наиболее подходящая. Может быть выбрано две и более стратегии которые применимы к вашей фирме, бизнесу или продукту.

4 варианта стратегий на основе корреляционной SWOT — матрицы

S-O — это стратегия роста. В этом случае должны быть задействованы программы или комплекс мер, которые будут использовать сильные стороны товара(услуги) для охвата каждой из его возможностей. Важно тщательно проанализировать сильные стороны и возможности в составленной таблице swot анализа.

Необходимо изучить каждую из возможностей и задавать себе вопрос: как при имеющейся возможности максимально задействовать сильные стороны товара(услуги)?

W-O — это стратегия защиты. Представляет собой комплекс мер, направленных на преодоление или преобразование «слабых сторон» для использования найденных возможностей. Важно понять все слабые стороны и возможности в составленной таблице.

В этом случае стоит задать вопрос: какие из слабых сторон необходимо преодолеть для максимального использования возможностей компании? Что следует сделать для преодоления или улучшения слабых сторон?

S-T — также стратегия защиты, помогает эффективно использовать сильные стороны компании для предотвращения возможных угроз. В этом случае нужно внимательно проанализировать сильные стороны компании и угрозы.

Изучая каждую из угроз, необходимо задать вопрос: какая сильная сторона товара(услуги) может защитить или снизить риски от возможных угроз?

W-T — тоже стратегия защиты. Результатом является программа, направленная на преодоление слабых сторон товара(услуги) и предотвращения угроз. В данном случае необходимо учитывать слабые стороны и угрозы.

Изучая каждую из угроз и необходимо задать вопрос: какая из слабых сторон товара особенно повышает риск данной угрозы? Как можно укрепить «слабую сторону», чтобы риск возникновения угрозы стал минимальным?

SWOT анализ – это простой в использовании инструмент, доступный каждому, т.к. не требует профильных знаний. Основное преимущество – возможность использования для оценки любого объекта (продукт, услуга, структурное подразделение, фирма в целом.) Для качественного анализа необходимо придерживаться правил, изложенных в этой статье.